Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя включает следующие действия:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета (п. 17 Правил).
При этом с потребителя тепловой энергии не взимается плата за выдачу технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в их эксплуатацию, пломбирование, участие уполномоченных лиц в комиссиях (п. 18).
Коммерческий учет может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии (п.16).
Согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию» (п. 14 Правил). Еще одно требование: «узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений» (п. 33). Сведения о внесении приборов в информационный фонд по первому требованию обязан сообщить любой производитель или продавец. Как правило, такая информация содержится на их сайтах компаний. Ознакомиться с соответствующими данными можно и на сайте Росстандарта: //www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/7list.aspx.
В Правилах также отмечается, что «теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме» (п. 34). Хотя о дистанционном сборе данных в Правилах говорится как о возможности, т.е. такая функция не является обязательной, сложно представить без нее современные приборы.
Архив данных, согласно Правилам, во-первых, должен быть нестираемым. На предприятии-изготовителе в архив заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве (п. 37).
Приборы учета устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (п. 5). Договором между поставщиками и потребителями может быть определена иная точка учета.
Согласно Правилам, диаметр расходомеров выбирается в соответствии с расчетными тепловыми нагрузками таким образом, чтобы минимальный и максимальный расходы теплоносителя не выходили за пределы нормированного диапазона расходомеров (п.45).
Спускные устройства (спускники) предусматриваются:
а) на подающем трубопроводе - после первичного преобразователя расхода теплоносителя;
б) на обратном (циркуляционном) трубопроводе - до первичного преобразователя расхода теплоносителя (п. 46).
Электронные приборы рекомендуется монтировать в отдельном щите, защищенном от постороннего вмешательства (п.47).
В комплекте оборудования должны входить монтажные вставки для замещения первичных преобразователей расхода и расходомеров (п.48).
Исчерпывающий список документов, входящих в состав проекта, определяют Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034. Этот список следующий:
а) копия договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
б) план подключения потребителя к тепловой сети;
в) принципиальная схема теплового пункта с узлом учета;
г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
е) настроечная база данных, вводимая в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
ж) схема пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;
з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;
и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;
к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблица суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;
л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;
м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
н) спецификация применяемого оборудования и материалов.
Готовый проект узла учета согласовывается потребителем с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета. Для этого в соответствующую организацию направляется копия проекта (п. 49).
После того, как узел смонтирован, проводится его опытная эксплуатация (п.61)
Для ввода в эксплуатацию узла учета его владельцем создается комиссия в составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (п.62, 63).
Владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток, а для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток (п. 64).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (п. 65).
Комиссия, принимающая узел учета в эксплуатацию, проверяет:
а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам учета;
б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется. Пломбирование осуществляется:
а) представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю;
б) представителем потребителя, у которого установлен узел учета (п. 69, 70).
Места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией.
Пломбировке подлежат места подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого может повлечь за собой искажение результатов измерений (п.71).
В случае наличия у членов комиссии замечаний составляется акт о выявленных недостатках с их полным перечнем и указанием сроков устранения. Акт подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений (п. 72).
Такие проверки проводятся перед каждым отопительным периодом, а также после очередной поверки или ремонта приборов учета. По ее результатам составляется акт в порядке, установленном Правилами коммерческого учета (п. 73).
Не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно:
а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации;
б) срок действия поверки;
в) работоспособность каждого канала измерений;
г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров;
д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных (п. 91).
В целом для учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение:
а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах;
б) давления в подающем и обратном трубопроводах;
в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком);
г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах;
д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода;
е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.
Для контроля качества теплоснабжения используются параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения:
а) если теплопотребляющая установка присоединена непосредственно к тепловой сети:
температура обратной воды в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения;
расход теплоносителя, в том числе максимальный часовой расход, определенный договором теплоснабжения;
расход подпиточной воды, определенный договором теплоснабжения;
б) если теплопотребляющая установка присоединена через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт или при непосредственном присоединении к тепловым сетям:
температура теплоносителя, возвращаемого из системы отопления в соответствии с температурным графиком;
расход теплоносителя в системе отопления;
расход подпиточной воды согласно договору теплоснабжения (п. 108).
Конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения (п.109).
Законодатель предусмотрел два варианта учета расхода в зависимости от срока, когда не велся учет расхода.
Если этот срок составляет более 15 суток, то для определения величины расходуемой тепловой энергии используются значения тепловой нагрузки, указанные в договоре теплоснабжения, и изменения температуры наружного воздуха (п.116).
Если учет не велся менее 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха (п.117).
Что касается горячего теплоснабжения, то тут тоже есть два варианта расчета.
При наличии отдельного учета и временной неисправности приборов (до 30 дней) рассчитывается по фактическому расходу, определенному по приборам учета за предыдущий период (п. 120).
В случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (п. 121).