С.Я. Баталов, начальник отдела сервисного обслуживания НПП «ЭЛЕКОМ».
Большинство объектов ЖКХ и соцсферы оснащены узлами учета и системами регулирования. По статистике, без сервисного обслуживания потребителю чаще приходится рассчитываться по нормативу - приборы могут выходить из строя в связи с условиями эксплуатации, а потребитель не всегда узнает об этом своевременно и оперативно получает помощь.
Основными составляющими сервисного обслуживания приборов учета и регулирования тепла, исходя из желаний потребителя и требований действующих Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, являются:
Для поддержания приборов в исправном состоянии применяется удаленный съем данных для последующего автоматического анализа работоспособности приборов и создания отчетных ведомостей. Наличие регулярно обновляемых данных и применение специального программного обеспечения дает возможность ежедневной обработки и анализа теплопотребления объекта. По результатам анализа данных принимается решение о исправности приборов и достоверности их информации, либо оперативного реагирования на возникновение нештатных ситуаций. Только в этом случае можно своевременно обнаружить возникающие нештатные ситуации, выявить причину и принять оперативные меры по их устранению.
В конце расчетного месяца по согласованной форме создается отчетная карточка потребителя тепловой энергии для предъявления в теплоснабжающую организацию.
После обнаружения некорректных показаний или выхода из строя одного или нескольких приборов выполняется выезд на объект потребителя. Для ликвидации неисправности мелкий ремонт может быть выполнен «на месте». Однако, это возможно только в том случае, если сервисная организация имеет право выполнять ремонт средств измерений (о чем должен свидетельствовать перечень разрешенных видов работ в соответствующей Лицензии). Если ремонт «на месте» не может быть выполнен, то осуществляется оперативный ремонт путем замены приборов из обменного фонда сервисной организации. Ремонт демонтированных на объекте приборов выполняется в условиях сервисного центра (статус сервисного центра подтверждается соответствующим сертификатом завода-изготовителя). Обращаем внимание, что после ремонта средств измерения должна быть выполнена их метрологическая поверка. Благодаря вышеописанным процедурам обеспечивается оперативность ремонта.
При эксплуатации приборов учета тепла и регулирования теплопотребления необходимо выполнять регламентные работы, предусмотренные производителями средств измерений. В состав регламентных работ, как правило, входят: проверка целостности кабелей и контактных соединений; проверка заземления приборов учета (влияет на достоверность измерений и безопасность эксплуатации); замена батарей основного или резервного электропитания; чистка проточной части расходомеров; чистка фильтров воды (при их наличии, устанавливаются перед расходомерами механическими или вихревыми); проверка и доливка масла в гильзы термометров (измеряющих температуру теплоносителя); метрологическая поверка приборов учета (с периодичностью, указанной в документации на приборы). Регламентные работы обязательны для обеспечения безотказной, достоверной и безопасной работы приборов учета.
При необходимости (возникновение нештатных ситуаций, не соблюдение температурного графика, тепловых нагрузок и др.) обслуживающая организация оказывает консультации по мерам обеспечения корректной работы оборудования и оптимизации энергосбережения.
Из состава работ понятно, что главное для их выполнения - это оперативность и квалификация. Поэтому, выбирая обслуживающую организацию, необходимо рассматривать не только предлагаемую ей технологию (регламент) выполнения работ, но и подтвержденную документально правовую базу (Лицензии и Сертификаты).
Из вышесказанного можно сделать вывод: для решения задачи эффективного теплопотребления необходимо грамотно эксплуатировать приборы. Экономия на обслуживании, т.е. отказ от услуг специалистов, может обойтись дороже. Простой приборов учета сведет на нет все усилия по оптимизации водо- и теплопотребления, приведет к платежам за тепло и воду по «расчетным» данным. И если поиски обслуживающей организации или специалиста начать после поломки приборов, то и времени будет потрачено больше, и обойдется это дороже. Обслуживающая же организация обязана решать все вопросы максимально быстро, а как именно быстро и в какие сроки - следует вписать в договор. Отметим также, что согласно п.9.3 действующих Правил учета тепловой энергии и теплоносителя «Работы по обслуживанию узла учета, связанные с монтажом, поверкой, монтажом и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированной организации...».
21-летний опыт, сертифицированные услуги, качество ИСО 9001, авторизованный сервис и рекомендации самых уважаемых клиентов дают сегодня возможность предприятию «ЭЛЕКОМ» предложить комплекс решений в сферах энергосбережения и повышения энергетической эффективности с оптимальным соотношением цена/качество.