Злата Деменёва, руководитель отдела правового сопровождения НПП «ЭЛЕКОМ»
При разработке федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), законодатель сделал акцент на необходимости применения антидемпинговых мер в целях недопущения искусственного занижения цен недобросовестными поставщиками при проведении конкурсов и аукционов. В качестве антидемпинговых мер используется подтверждение добросовестности поставщика, либо увеличение суммы обеспечения контракта в случае снижения начальной максимальной цены (НМЦ) более чем на 25 %. Анализ торгов за 2014 год показал неэффективность данных мер, снижение НМЦ по некоторым видам работ достигает более 90 %.
Приведем несколько реальных примеров из нашей практики:
При таком уровне снижения НМЦ, недобросовестные подрядчики, используя пробелы технического задания, требований положений закона к качеству работ, отсутствия возможности некоторых заказчиков воспользоваться квалифицированной юридической поддержкой и недостаточностью знаний у заказчика для проверки результата работ, снижают цену себестоимости работ за счет снижения качества ее выполнения. В данных случаях результат является бесполезным для заказчика, что приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств. Так, при разработке схем, энергоаудите, обслуживанию приборов и пр., заказчик формально выполняет требование закона о проведении данных мероприятий, но в дальнейшем не сможет использовать результат по назначению. Невозможно по формально выполненным схемам провести рациональную реконструкцию систем водо- и теплоснабжения, разработать проектную документацию, провести энергоэффективные мероприятия, получить инвестиции на развитие города (предприятия).
ООО НПП «ЭЛЕКОМ» работает на рынке энергосбережения с 1991 года и предлагает полный комплекс решений для повышения энергоэффективности всех типов объектов. Постоянное участие в торгах, проводимых в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ (ранее — законом № 94-ФЗ) муниципальными образованиями, бюджетными
учреждениями и другими организациями, позволил выработать ряд практических рекомендаций по проведению закупок на поставку товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере энергосбережения:
При использовании любого метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта, необходимо проверить актуальность определенной начальной (максимальной) цены контракта на момент проведения закупки, если с момента определения до момента проведения закупки прошло более трех месяцев. Актуальная НМЦ контракта позволит провести конкурентную закупку с участием добросовестных поставщиков, по результатам которой будет определена рыночная цена.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен для определения НМЦ и использования информации других закупок идентичных и однородных товаров, цена может быть скорректирована в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги. При этом рекомендуется использовать следующий порядок (п. 3.16 Приказа от 02.10.2013 N 567):
При выявлении изменений более чем на 10%, необходимо вносить изменения в документацию и план-график (Приказ «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа …» от 27 декабря 2011 г.
N 761/20н).
Для возможности изменения цены после заключения контракта, данное условие необходимо закрепить в самом контракте и документации о закупке, что позволит изменить цену:
Техническое задание должно содержать полную детализированную информацию, необходимую для целей достижения результатов проведения закупки. Это исходный документ, в котором Заказчик должен учитывать основное назначение закупки товаров, работ, услуг, их качественные, технические, эксплуатационные, функциональные характеристики, сроки, требования к результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров, работ, услуг, формы отчетности, эквивалентные показатели, иные специальные требования.
Также необходимо проверить актуальность самого технического задания, не изменены ли требования закона к данному виду работ, товарам, осуществляется ли производство того типа товара, который указан в техническом задании, соответствуют ли требования технического задания проектно-сметной документации.
Эксперт или экспертная организация могут быть привлечены для:
Приемка выполненных работ является ключевым моментом для получения качественного результата. ФЗ № 44-ФЗ закрепил обязанность Заказчика по проведению экспертизы выполненных работ во всех случаях. Экспертиза может про-
водиться своими силами, либо с привлечением внешних экспертов и экспертных организаций. В случаях, определенных законом, привлечение внешних экспертов является обязательным. При проведении экспертизы необходимо соблюсти процедуру проведения экспертизы, оценить квалификацию эксперта, заключить договор.
При проведении экспертизы собственными силами — образовать комиссию, включая лиц, обладающих специальными познаниями, документально зафиксировать результаты. Проведение экспертизы позволит отказать в приемке некачественного результата работ, либо снизить стоимость, предъявить замечания к работам, привлечь к ответственности.
Для проведения закупок наиболее часто Заказчик использует электронный аукцион, даже в тех случаях, когда предпочтительнее провести конкурс, запрос котировок или заключить договор с единственным поставщиком. Выбор электронного аукциона вместе с непроработанным техническим заданием приводит к необоснованному снижению цены участниками и несоответствию результата требованиям к качеству при выполнении работ.
Открытый конкурс. Преимуществом данного способа определения поставщика является возможность оценки квалификации участника закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования, опыта работы, квалифицированного персонала и деловой репутации.
Заключение закупки у единственного поставщика рекомендуется проводить в случаях низкой НМЦ контракта, а именно:
Закупка у единственного поставщика позволит заказчику выбрать определенного поставщика по своему усмотрению, согласовать с ним конкретные условия выполнения работ, исключив трудоемкие процедуры проведения закупок.
Запрос котировок позволяет провести закупку в сокращенные сроки. Поскольку участники могут подать только одно ценовое предложение, то снижение НМЦ более оптимально, чем в аукционах.
Таким образом, следуя простым вышеперечисленным рекомендациям, Вы сможете получить максимально эффективный результат при проведении закупок в рамках федерального закона № 44-ФЗ.
23-летний опыт выполнения работ, система качества ИСО 9001, лицензии и сертификаты на производство и ремонт средств измерений, допуски СРО (проектирование, монтаж, энергоаудит), аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений и рекомендации клиентов, включая государственные органы, муниципальные администрации, крупные промышленные предприятия, позволяют предприятию «ЭЛЕКОМ» реализовывать высокотехнологичные решения для энергосбережения и повышения энергетической эффективности с оптимальным соотношением цена/качество.