Результативные торги по 44-ФЗ. практические рекомендации

Опубликовано: 01.04.2015

Злата Деменёва, руководитель отдела правового сопровождения НПП «ЭЛЕКОМ»

При разработке федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), законодатель сделал акцент на необходимости применения антидемпинговых мер в целях недопущения искусственного занижения цен недобросовестными поставщиками при проведении конкурсов и аукционов. В качестве антидемпинговых мер используется подтверждение добросовестности поставщика, либо увеличение суммы обеспечения контракта в случае снижения начальной максимальной цены (НМЦ) более чем на 25 %. Анализ торгов за 2014 год показал неэффективность данных мер, снижение НМЦ по некоторым видам работ достигает более 90 %.

Приведем несколько реальных примеров из нашей практики:

  • разработка схемы теплоснабжения «n-ского» городского округа с численностью 150 000 человек: НМЦ контракта — 3 млн. 500 т. р., цена «победителя» — 185 т. р., снижение цены — 94,7%;
  • проведение энергетического обследования 1000 зданий и разработка энергетических паспортов с предложениями по энергосбережению 24-х учреждений: НМЦ контракта составила 12 млн. 215 т. р., цена «победителя» — 305 т. р., снижение — 97,5%;
  • оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту узлов коммерческого учета тепловой энергии (УКУТ) и систем автоматического регулирования теплопотребления (САРТ) одной из Городских больниц города Екатеринбурга: НМЦ
    контракта — 644 т. р., цена «победителя» 216 т. р., снижение — 66,4%.

При таком уровне снижения НМЦ, недобросовестные подрядчики, используя пробелы технического задания, требований положений закона к качеству работ, отсутствия возможности некоторых заказчиков воспользоваться квалифицированной юридической поддержкой и недостаточностью знаний у заказчика для проверки результата работ, снижают цену себестоимости работ за счет снижения качества ее выполнения. В данных случаях результат является бесполезным для заказчика, что приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств. Так, при разработке схем, энергоаудите, обслуживанию приборов и пр., заказчик формально выполняет требование закона о проведении данных мероприятий, но в дальнейшем не сможет использовать результат по назначению. Невозможно по формально выполненным схемам провести рациональную реконструкцию систем водо- и теплоснабжения, разработать проектную документацию, провести энергоэффективные мероприятия, получить инвестиции на развитие города (предприятия).

ООО НПП «ЭЛЕКОМ» работает на рынке энергосбережения с 1991 года и предлагает полный комплекс решений для повышения энергоэффективности всех типов объектов. Постоянное участие в торгах, проводимых в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ (ранее — законом № 94-ФЗ) муниципальными образованиями, бюджетными
учреждениями и другими организациями, позволил выработать ряд практических рекомендаций по проведению закупок на поставку товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере энергосбережения:

1. Проверяем актуальность начальной максимальной цены контракта перед размещением закупки

При использовании любого метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта, необходимо проверить актуальность определенной начальной (максимальной) цены контракта на момент проведения закупки, если с момента определения до момента проведения закупки прошло более трех месяцев. Актуальная НМЦ контракта позволит провести конкурентную закупку с участием добросовестных поставщиков, по результатам которой будет определена рыночная цена.

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен для определения НМЦ и использования информации других закупок идентичных и однородных товаров, цена может быть скорректирована в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги. При этом рекомендуется использовать следующий порядок (п. 3.16 Приказа от 02.10.2013 N 567):

  • 3.16.1. Конкурс — цену рекомендуется увеличивать на 10%;
  • 3.16.2. Аукцион — цену рекомендуется увеличивать на 13%;
  • 3.16.3. Запрос котировок, запрос предложений — цену рекомендуется увеличивать на 17%.

При выявлении изменений более чем на 10%, необходимо вносить изменения в документацию и план-график (Приказ «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа …» от 27 декабря 2011 г.
N 761/20н).

Для возможности изменения цены после заключения контракта, данное условие необходимо закрепить в самом контракте и документации о закупке, что позволит изменить цену:

  • при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы;
  • при увеличении/уменьшении количества товара, объема работы не более чем на десять процентов;
  • в 2015 году введена возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, цены контракта, количества товаров, срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1.1. ст. 95 44-ФЗ).

2. Составляем техническое задание и описываем объект закупки

Техническое задание должно содержать полную детализированную информацию, необходимую для целей достижения результатов проведения закупки. Это исходный документ, в котором Заказчик должен учитывать основное назначение закупки товаров, работ, услуг, их качественные, технические, эксплуатационные, функциональные характеристики, сроки, требования к результатам, к гарантиям, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров, работ, услуг, формы отчетности, эквивалентные показатели, иные специальные требования.
Также необходимо проверить актуальность самого технического задания, не изменены ли требования закона к данному виду работ, товарам, осуществляется ли производство того типа товара, который указан в техническом задании, соответствуют ли требования технического задания проектно-сметной документации.

3. Привлекаем экспертов

Эксперт или экспертная организация могут быть привлечены для:

  • анализа положений конкурсной документации;
  • составления или экспертизы технического задания и правильного описания объекта закупки;
  • предквалификационного отбора;
  • определения соответствия участников дополнительным требованиям;
  • приемка поставленного товара, работ или отдельных этапов.

Приемка выполненных работ является ключевым моментом для получения качественного результата. ФЗ № 44-ФЗ закрепил обязанность Заказчика по проведению экспертизы выполненных работ во всех случаях. Экспертиза может про-
водиться своими силами, либо с привлечением внешних экспертов и экспертных организаций. В случаях, определенных законом, привлечение внешних экспертов является обязательным. При проведении экспертизы необходимо соблюсти процедуру проведения экспертизы, оценить квалификацию эксперта, заключить договор.

При проведении экспертизы собственными силами — образовать комиссию, включая лиц, обладающих специальными познаниями, документально зафиксировать результаты. Проведение экспертизы позволит отказать в приемке некачественного результата работ, либо снизить стоимость, предъявить замечания к работам, привлечь к ответственности.

4. Выбираем лучший способ проведения торгов

Для проведения закупок наиболее часто Заказчик использует электронный аукцион, даже в тех случаях, когда предпочтительнее провести конкурс, запрос котировок или заключить договор с единственным поставщиком. Выбор электронного аукциона вместе с непроработанным техническим заданием приводит к необоснованному снижению цены участниками и несоответствию результата требованиям к качеству при выполнении работ.

Открытый конкурс. Преимуществом данного способа определения поставщика является возможность оценки квалификации участника закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования, опыта работы, квалифицированного персонала и деловой репутации.

Заключение закупки у единственного поставщика рекомендуется проводить в случаях низкой НМЦ контракта, а именно:

  • закупки до 100 т.р. при годовом объеме закупок не более 2 млн. р. (5 % совокупного годового объема закупок заказчика (но не более 50 млн. р.));
  • осуществления закупки ГУ/МУ культуры, а также иным ГУ/МУ (зоопарк, парк культуры заповедник, театр, цирк, музей, дом культуры и др.), государственной/муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 т.р. (годовой объем закупок не более 50 % совокупного
    годового объема закупок заказчика и не более чем 20 млн. р.);

Закупка у единственного поставщика позволит заказчику выбрать определенного поставщика по своему усмотрению, согласовать с ним конкретные условия выполнения работ, исключив трудоемкие процедуры проведения закупок.

Запрос котировок позволяет провести закупку в сокращенные сроки. Поскольку участники могут подать только одно ценовое предложение, то снижение НМЦ более оптимально, чем в аукционах.

Таким образом, следуя простым вышеперечисленным рекомендациям, Вы сможете получить максимально эффективный результат при проведении закупок в рамках федерального закона № 44-ФЗ.

23-летний опыт выполнения работ, система качества ИСО 9001, лицензии и сертификаты на производство и ремонт средств измерений, допуски СРО (проектирование, монтаж, энергоаудит), аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений и рекомендации клиентов, включая государственные органы, муниципальные администрации, крупные промышленные предприятия, позволяют предприятию «ЭЛЕКОМ» реализовывать высокотехнологичные решения для энергосбережения и повышения энергетической эффективности с оптимальным соотношением цена/качество.

Меню