Осторожно демпинг!

Опубликовано: 01.07.2014

А.В. Неплохов, генеральный директор НПП «ЭЛЕКОМ».

С 01 января вступил в силу Федеральный закон РФ № 44-ФЗ, где особое внимание уделяется антидемпинговым мерам в процессе проведения торгов, которые направлены на то, чтобы препятствовать искусственному занижению цен при проведении конкурсов и аукционов.

Применение антидемпинговых мер поставлено в зависимость от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и снижения более чем на 25 %. Если цена контракта составляет более чем 15 млн. рублей, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении конкурса или аукциона. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не менее аванса.

Если цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или должна быть предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки (часть 3 статьи 37).

Основанием для определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, подтверждающая:

  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения неустоек (штрафов, пеней).

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт — таково общее условие для антидемпинговых мер.

Следует иметь в виду, что для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу №44-ФЗ (части 22 статьи 112 №44-ФЗ).

При направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставляется и информация о добросовестности участника закупки. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной комиссией по осуществлению закупок, контракт с участником, признанным победителем аукциона, не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Такие требования подтверждения добросовестности являются достаточно простыми для их соблюдения. Как правило, большинство подрядчиков в состоянии исполнить три контракта без применения штрафных санкций с учетом того, что общий объем выполняемых работ в год по одному виду исчисляется десятками.

Тем не менее, на отдельные виды работ происходит снижение цены контракта, превышающее установленные законом границы, в несколько раз и достигающее 90-97%. Данная величина снижения, как правило, достигается при проведении торгов на работы, не связанные с поставкой товара и строительно-монтажными работами. Например, работы по разработке схем водо- и теплоснабжения, проведению энергетических обследований. Надлежащее качество выполнения данных работ при таком снижении не обеспечивается подрядчиками ввиду превышения затрат на выполнение указанных работ. Разработка схем водо- и теплоснабжения, проведение энергоаудита большого количества зданий и сооружений заказчика занимают длительный промежуток времени. При этом законодательно установленные требования к результату данных работ не обеспечивают их качественное исполнение и носят формальный характер, допуская возможность неиспользования исходных данных, которые не переданы заказчиком исполнителю. Собственно, данной возможностью пользуются недобросовестные исполнители и выполняют работы в соответствии со стоимостью работ, которая будет за них уплачена заказчиком.

Научно-производственное предприятие «ЭЛЕКОМ» работает на рынке с 1991 года и оказывает полный комплекс услуг по энергосбережению. Мы постоянно участвуем в торгах, заказчиками которых являются муниципальные образования, бюджетные учреждения и прочие организации, осуществляющие закупки оборудования и заказывающие услуги только через систему торгов.

Честная, добросовестная конкуренция является двигателем развития любой компании, т.к. стимулирует лучшие предложения для Клиентов по качеству, срокам и цене, но снижение цены до 97% от первоначальной стоимости контракта должно насторожить любого Заказчика – а какой же результат он получит за практически «нулевую» стоимость серьезной работы? А если контракт совсем не будет исполнен?

Приведем несколько реальных примеров из нашей практики:

Торги на разработку схемы теплоснабжения:

  • разработка схемы теплоснабжения «n-ского» городского округа с численностью 300 000 человек: первоначальная цена контракта 5 млн. 58 тыс. руб., цена «победителя» - 500 тыс. руб., снижение цены на 90,1% (февраль 2014 г.).
  • разработка схемы теплоснабжения «n-ского» городского округа с численностью 100 000 человек: первоначальная цена контракта (НМКЦ) 2 млн. 900 тыс. руб., цена «победителя» - 200 тыс. руб., снижение цены на 93,2% (март 2014 г.).
  • разработка схемы теплоснабжения «n-ского» городского округа с численностью 150 000 человек: первоначальная цена контракта 3 млн. 500 тыс. руб., цена «победителя» - 185 тыс. руб., снижение цены на 94,7% (апрель 2014 г.).

В итоге Исполнителем контракта не будет осуществлен даже выезд на место и не проведены инструментальные обследования, а Заказчик, в лучшем случае, получит бумажный вариант схемы с данными, которые не отражают реальную картину систем водо- и теплоснабжения его городского округа.

Необходимо обращать внимание на опыт компании, наличие отзывов Заказчиков, наличие программного обеспечения для разработки схем, способ сбора и содержание исходных данных, ведь для разработки актуальной схемы необходим огромный массив информации (документы территориального планирования (генплан поселения, схемы территориального планирования муниципальных районов), топографическая основа территории и др.; планы и программы развития (планы ввода объектов жилищного строительства, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, программы развития систем коммунальной инфраструктуры, программа энергосбережения, иные планы и программы); подробная информация об источниках теплоснабжения; подробная информация о тепловых сетях). Зачастую, 50% этих документов у заказчика нет, либо они устарели и не соответствуют реалиям, поэтому компания-исполнитель обязана собрать или разработать эти документы.

Торги на проведение энергетических обследований:

  • проведение энергетического обследования 1000 зданий и разработка энергетических паспортов с предложениями по энергосбережению 24-х учреждений: НМЦК составила 12 млн. 215 тыс. руб., цена «победителя» - 305 тыс. руб. снижение – 97,5% (июль 2014 г.).
  • проведение энергетического обследования 784 зданий и разработка энергетических паспортов с предложениями по энергосбережению 30 объектов: НМЦК составила 9 млн. 690 тыс. руб., цена «победителя» - 570 тыс. руб. снижение – 94,1% (ноябрь 2013 г.).

Результат данных «работ»: отсутствие проведения инструментальных обследований на месте и энергетический паспорт с типовыми мероприятиями по энергосбережению (а согласно поправкам к ФЗ № 261 «указание в энергетическом паспорте предприятия типовых мероприятий недопустимо).

Если энергетический паспорт и программа энергосбережения нужны не для «отписки», а для принятия решений в области энергоэффективности объекта, то результатом работ должен быть качественное, серьезное обследование всех систем объекта: водо-, тепло-, электроснабжения, тепловизионная съемка для выявления мест потерь тепла и пр.

Такое обследование может сделать только компания-профессионал, обладающая многолетним опытом, отзывами Заказчиков, широким приборным парком (тепловизоры, газоанализаторы, пирометры, расходометры и пр.).

Особое внимание стоит уделить срокам проведения энергетического обследования. Профессионал перед началом выполнения работ должен разработать программу проведения работы, в которой есть место аналитике, инструментальным измерениям, энергосберегающим мероприятиям, оформлению результатов работ в виде расчетно-пояснительной записки (технического отчета), программы повышения эффективности использования энергетических ресурсов, энергетического паспорта. Подобные работы по определению не могут быть проведены за один месяц. Для крупных промышленных предприятий разумный срок составляет 7-10 месяцев, для средних промышленных предприятий — 4-5 месяцев, для муниципальных организаций и объектов ЖКХ — 2-3 месяца. Энергоаудитор, которому не стоит доверять, предложит выполнить подобные работы в течение 10-15 дней для муниципальных организаций и объектов ЖКХ, 1-2 месяца для средних промышленных предприятий, 2-2.5 месяца для крупных промышленных предприятий. А это в свою очередь говорит о том, что часть вышеперечисленных работ не будет выполнена. Сегодня интернет пестрит и объявлениями о проведении энергоаудита за 1 день, за неделю. К таким компаниям стоит относиться особенно осторожно: выполнение обещанных работ в столь короткие сроки невозможно.

Торги на оказание услуг по сервисному обслуживанию УКУТ, САРТ.

  • оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту узлов коммерческого учета тепловой энергии (УКУТ), и техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту системы автоматической регулирования тепла (САРТ) одной из Городских больниц города Екатеринбурга: стартовая цена контракта - 644 тыс. руб., цена «победителя» 216 тыс. рублей, снижение на 66,4% (май 2014 г.).
  • оказание услуг по сервисному обслуживанию узлов коммерческого учета тепловой энергии также в одной из больниц города Екатеринбурга: стартовая цена контракта - 219 тыс. руб., цена «победителя» 77 тыс. рублей, снижение на 64,8% (июль 2014 г.).

Срок сервисных контрактов составляет не более года. Данные предпосылки способствуют тому, что шанс получить работу больше у того, кто заранее не собирается что-либо реально обслуживать. Так как именно он может предложить минимальную цену, заранее зная, для него она будет носить характер «ренты». Если в процессе исполнения сервисного контракта сервисная компания будет уличена в ненадлежащем обслуживании узлов учета, то она просто не получит оплату именно за них. А остальные все равно будут оплачены. Узлы учета, не получая адекватного обслуживания, постепенно «деградируют». Но это не может произойти в одно мгновение. Какое-то количество узлов учета все равно останется в рабочем состоянии до конца срока действия сервисного контракта. А это значит, что на протяжении всего срока контракта оплата будет поступать. Что, собственно, и привлекает недобросовестных хозяйствующих субъектов к данному виду работ.

Сегодня большинство потребителей тепловой энергии используют при расчетах данные приборов учета. Это позволяет оплачивать только фактически потребленное тепло, которое зафиксировал теплосчетчик. Все потребители, рассчитывающиеся с энергоснабжающими организациями (ЭСО) за потребленное тепло по данным приборов учета, знают, насколько важно обеспечить непрерывность и достоверность измерений, ведь в случае неисправности теплосчетчика, заплатить придется по расчету, а не по факту потребления. Обеспечить же непрерывность и достоверность измерений возможно только при профессиональной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании. А это может реализовать только та сервисная компания, которая обладает аттестованной метрологической службой, проливными установками для поверки средств измерений, обменным фондом для замены оборудования в течение 1-3-х часов и соответственно всеми необходимыми лицензиями и сертификатами для выполнения данных работ.

Вот она реальность проведения торгов в первом полугодии 2014 года!

Ведь заключенные контракты по «демпинговым» ценам являются бесполезными, и как следствие, нерационально расходуются бюджетные средства. Вроде как Заказчик и выполнил требование о разработке схем, проведении энергоаудита, обслуживанию приборов, но по назначению использовать данный результат не получится. Невозможно провести рациональную реконструкцию систем водо- и теплоснабжения, составить проектную документацию, провести мероприятия по энергосбережению, если они не отражены в паспорте; сдать узлы учета в коммерческую эксплуатацию, получить инвестиции на развитие города (предприятия).

Меню