Энергетическое обследование бюджетных учреждений - передний край обязательного энергоаудита

Опубликовано: 01.05.2011

 В.С. Ладыгин, начальник отдела энергоаудита НПП «ЭЛЕКОМ».

В соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. все бюджетные учреждения обязаны провести первое энергетическое обследование в период до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет. Энергетические обследования вправе осуществлять только члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Проведение энергетического обследования позволяет получить необходимую информацию для разработки программы энергосбережения и принятия мер по обеспечению энергетической безопасности, повышению надежности энергоснабжения и энергоэффективности организаций, а также оптимизации энергетических издержек. Энергетическое обследование позволяет выработать оптимальный набор технических и организационных мероприятий по энергосбережению: от налаживания правильных взаимоотношений с поставщиками топливно-энергетических ресурсов до внедрения инновационных технологий и стимулирования энергосбережения на объекте.

При проведении энергетического обследования выполняются:

  • сбор и анализ данных;
  • расчеты нормативных показателей;
  • выявление потенциала энергосбережения;
  • технико-экономическое обоснование внедрения энергосберегающих мероприятий;
  • оформление и согласование отчетной доку­ментации.

По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт (в соответствии с требованиями Приказа Министерства энергетики РФ «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленного по результатам обязательного энергетического обследования...» от 19.04. 2010 г. № 182), который для бюджетных организаций содержит следующую информацию:

  1. об оснащенности приборами учета энергетических ресурсов;
  2. об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
  3. о показателях энергетической эффективности;
  4. о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
  5. о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

По дополнительному соглашению сторон по результатам энергетического обследования разрабатывается отчет, содержащий перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых.

При выявлении существенных отклонений потребления энергетических ресурсов от расчетно-нормативных значений, причину которых не удалось определить в рамках обязательного обследования, рекомендуем проводить углубленное обследование «проблемных участков».

В рамках обязательных энергетических обследований бюджетных учреждений рекомендуем  дополнять энергетический паспорт кратким отчетом, содержащим:

  1. показатели энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
  2. сравнительный анализ договорных, нормативных и расчетных расходов энергетических ресурсов;
  3. выявленный потенциал энергосбережения;
  4. организационно-технические мероприятия по реализации выявленного потенциала энергосбережения, в том числе инвестиционные мероприятия с оценкой предполагаемого объема финансирования и ожидаемого результата в физическом и стоимостном исчислении.

В результате энергетического обследования, проведенного в соответствии с требованиями 261-ФЗ, Заказчик получает следующие документы:

  1. энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов;
  2. отчет  об энергетическом обследовании к энергетическому паспорту;
  3. программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Программа состоит из типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с оценочной стоимостью их внедрения, расчетным сроком окупаемости, эффектом от внедрения и планируемым годом реализации. Программа энергосбережения является удобным инструментом при планировании мероприятий с целью снижения потребляемых энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности, а также для привлечения инвестиций и заключения энергосервисных контрактов.

В результате реализации мероприятий энергоемкость предприятий снижается на 20-40 %.

К примеру:

  1. Установка радиаторных термостатов уменьшает расходы на отопление на 10-20%;
  2. Замена электромагнитных пускорегулирующих аппаратов (балластов) (э/м ПРА) на более надежные и экономичные электронные (ЭПРА) дает экономию потребляемой электроэнергии до 20%;
  3. Автоматизация ИТП снижает теплопотребление на 25 %, сокращает утечки воды в системах ГВС и уменьшает объем водоподготовки на ТЭЦ.

19-летний опыт, сертифицированные услуги, качество ИСО 9001-2008, авторизованный сервис и рекомендации клиентов дают возможность предприятию «ЭЛЕКОМ» оказывать услуги в области энергосбережения с максимальной эффективностью.

Меню