Энергетический аудит: инвестиционные аспекты

Опубликовано: 01.10.2009

О.П. Кобзарева, начальник отдела энергоаудита НПП «ЭЛЕКОМ».

Основной задачей региональной энергетической политики является обеспечение социально-экономического развития региона путем эффективного, надежного и безопасного энергосбережения при минимальных затратах общества на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей, при допустимом уровне техногенного воздействия на окружающую природную среду.

Не секрет, что в России доля стоимости энергии в себестоимости производимого продукта составляет до 50 %.  Такое положение неизбежно поставит перед страной вопрос дефицита энергетических ресурсов. Поэтому для обеспечения надежного энергоснабжения необходимо уже сейчас уделять больше внимания реализации правовых, организационных и технических мероприятий по повышению эффективности использования топливных и энергетических ресурсов.

Однако в настоящее время для активизации проектов повышения энергетической эффективности имеется существенный барьер - отсутствие (как у производителей, так и у потребителей энергоресурсов) побудительной мотивации, а также отлаженных механизмов стимулирования энергосберегающего процесса.

А между тем пути решения данной проблемы существуют.

Для производителей энергоресурсов

Состояние  дел в сфере производства энергоресурсов характеризуется следующими особенностями:

  • высокая степень износа оборудования котельных, ТЭЦ, тепловых, электрических и водяных сетей (от 40 до 80 %);
  • низкий КПД действующего оборудования (в среднем порядка 40 %);
  • частая аварийность на теплотрассах (до 70 аварий в год на 100 км теплотрассы);
  • высокие потери энергоресурсов в сетях (до 50-70 %).

Темпы развития и реконструкции энергогенерирующих мощностей и распределительных сетей сдерживаются недостаточным финансированием и нехваткой инвестиций.

Однако финансовые потребности организации-производителя, необходимые для ее модернизации и развития энергосберегающих технологий в энергетике могут быть обеспечены за счет средств, поступающих от реализации товаров (услуг) данной организации по тарифам, установленным для данной организации.

Другими словами, если существует какая-то проблема (необходимы реконструкция  котельной, ремонт теплотрассы или водоочистных сооружений и т.п.) - организация должна разработать свою производственную программу, и под эту программу заложить в тарифе средства, за счет которых будет осуществлять этот проект.

Для реализации данного механизма в Свердловской области разработан и утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2004 № 744-ПП «Порядок согласования программ производственного развития, реализуемых за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию» (в редакции Постановления Правительства  Свердловской области от 08.10.2004 № 962-ПП).

В соответствии с этим документом, организация-производитель ТЭР должна разработать программу производственного развития (совокупность всех намечаемых к реализации проектов газификации, тепло- , электро- и водоснабжения и т.п.), содержащую перечень планируемых мероприятий, объем инвестиций, источники финансирования планируемых мероприятий. Программа составляется как правило на срок не менее 3-х лет - поскольку мероприятия производственного развития, в частности, по внедрению энергосберегающих технологий в энергетике, как правило, являются высокозатратными и длительно реализуемыми.

Подготовленный проект производственной программы подлежит согласованию органами местного самоуправления, которые вносят в Региональную энергетическую комиссию предложения о возможности их реализации за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию.

Потребители энергоресурсов

Потребители энергоресурсов часто считают недостаток свободных собственных средств основным барьером для повышения энергетической эффективности.

К внешнему финансированию предприятия прибегают неохотно (в качестве основной причины отказа от внешнего финансирования называются высокие процентные ставки), поэтому многие выгодные проекты остаются нереализованными.

Решить этот вопрос позволяет «Порядок консолидации и использования средств в целях финансирования энергосберегающих проектов» (утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2005 № 489-ПП).

Суть этого документа сводится к тому, что при определенных условиях Региональная энергетическая комиссия может устанавливать для потребителей энергоресурсов пониженные тарифы (т.н. тарифы экономического развития).

Для этого так же требуется разработка энергосберегающих проектов, согласование их в Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области и Региональной энергетической комиссии.

Данные проекты должны предусматривать модернизацию (замену) энергоемкого оборудования и технологий, внедрение приборного учета и регулирование расхода энергоресурсов, другие мероприятия, направленные на снижение удельного расхода энергоресурсов, их стоимости, повышение энергетической эффективности.

Экономически обоснованные затраты потребителей энергоресурсов на реализацию энергосберегающих проектов учитываются при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Разработка производственных программ для промышленных и коммунальных предприятий на основе энергетических обследований.

Инструментом для достижения этих целей служат энергетические обследования предприятий и организаций (энергоаудит).

Практическая работа по энергосбережению начинается с энергоаудита. Основные задачи энергетического аудита - исследование энергопотребления, разработка и анализ энергобалансов предприятий, разработка рекомендаций по снижению потерь энергии с целью улучшения энергетической эффективности работы, составление энергетического паспорта предприятия.

На базе результатов энергетических обследований промышленных предприятий, коммунальных организаций и учреждений формируются конкретные программы энергосбережения, позволяющие предусмотреть в тарифах на энергоресурсы средства для модернизации производства.

ООО НПП «ЭЛЕКОМ», опираясь на 17-и летний опыт внедрения ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ, предлагает: УЧЕТ всех видов энергоресурсов; ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЮ энергоресурсов в зависимости от уровня решаемых задач; ЭНЕРГОАУДИТ Муниципальных Образований, предприятий, тепловых и электрических сетей, зданий и сооружений; АВТОМАТИЗАЦИЮ теплоснабжения в ИТП, ЦТП и котельных; СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, установленных приборов и оборудования. Сертифицированные специалисты предприятия готовы решить рассмотренные выше вопросы с выполнением стандартов качества ИСО9001.

Меню