А.В. Неплохов, директор НПП «ЭЛЕКОМ».
В целях реализации федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» в Свердловской области разработана и принята к исполнению региональная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности региона на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года. Целью программы является снижение к 2020 году энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к 2007 году. Одновременно во многих муниципальных образованиях области разрабатываются собственные комплексные программы повышения энергоэффективности. Согласно результатам расчётов, приведённых в выступлении Губернатора Свердловской области А.С.Мишарина на заседании Комиссии по модернизации 26.10.2010г., потенциал энергосбережения Свердловской области до 2020 года составляет не менее 188 миллионов тонн условного топлива. Основная доля, 43% приходится на промышленность и строительство, 33% - ресурсы топливно-энергетического комплекса, 13% приходится на долю ЖКХ. Отметим особую важность и приоритет энергосбережения в бюджетной сфере. Именно в этой сфере ООО НПП Элеком имеет наибольший положительный опыт, накопленный за 20 лет работы на рынке энергосбережения.
По итогам работ по выполнению федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» в Свердловской области в 2010 году, на наш взгляд, можно уверенно утверждать, что основные действенные инструменты энергосбережения можно сгруппировать в следующие направления:
Эти компоненты при правильной реализации образуют замкнутый цикл полного энергетического сервиса, который и обеспечивает стабильное и гарантированное энергосбережение.
По данным Н.А. Смирнова, заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области, на сегодняшний день практически все бюджетные организации области оснащены приборами учёта расхода ТЭР. Однако, актуальность первого направления - энергосбережения по-прежнему высока, т.к. требуются планомерная замена устаревших приборов (средний срок службы 8-10 лет), построение надёжной системы сервисного обслуживания, контроль за реальным использованием системы учёта.
Эффективный контроль за энергопользованием, аналитика процесса, результативный сервис возможны только при организации тотальной диспетчеризации приборов учёта. Есть варианты решения этой задачи, удачные примеры реализации, например - ЕДДС ЖКХ города Екатеринбурга, но это тема отдельной статьи. Наш опыт построения систем диспетчеризации в СУЭРЖ доказывает необходимость и высокую эффективность второго направления.
Энергетическое обследование (энергоаудит) объектов и учреждений - наиболее сложный, но и самый действенный и универсальный инструмент энергосбережения. Энергоаудит позволяет выявить проблемы, пути их решения, определить потенциал энергосбережения, что, безусловно, необходимо для заключения энергосервисного контракта, получения внешнего финансирования, выполнения требований 261 ФЗ, наконец. Это база и основной инструмент разработки программ энергосбережения.
Под управлением энергопользованием мы понимаем, прежде всего, оснащение объектов энергопотребления системами автоматического регулирования теплопотребления, носителя основной доли энерготрат в бюджетной сфере. Установка таких систем - следующий шаг после установки систем учёта. Целесообразность и эффективность установки САРТ может быть определена при энергоаудите или на этапе предпроектного обследования.
Основной проблемой при реализации перечисленных мероприятий является нечёткая схема финансирования, отсутствие готовых проектов и результатов обследований.
19-летний опыт, сертифицированные услуги, качество ИСО 9001-2008, авторизованный сервис и рекомендации клиентов дают возможность предприятию «ЭЛЕКОМ» оказывать услуги в области энергосбережения с максимальной эффективностью.